Илья Казаков, комментатор телеканала "Россия-2”, специально для "МК”
...Я вот роюсь в памяти, но не могу вспомнить никого, кроме Семака, кто в последние годы так бы красиво
и заслуженно ворвался на первые роли да еще и был одарен капитанской повязкой, как нынче Воронин в "Динамо”. И ведь что поразительно, история того взлета сборной удивительно похожа на происходящее сегодня с бело-голубыми. За одним существенным отличием, конечно: в сборной в лучший ее на моей журналистской памяти год был один тренер, а в "Динамо” в 2011-м — их два.
Как и все, восхищенно поражаясь стремительной метаморфозе бело-голубых, я пытаюсь понять: почему так? И, не видя попытки никого из людей по-настоящему футбольной профессии (игроков и тренеров) провести анализ игры команды при Силкине: что изменилось в тактике, во взаимодействии полузащитников, в построении атаки, — точно так же, как и все, сбиваюсь на нечто эфемерное. Ищу ответ в эмоционально-мотивационной сфере. Дескать, Божович зажимал и не нагружал, а Силкин раскрепостил и подогнал. Или вот еще равнозначная версия: при Божовиче хватало обиженных, а при Силкине всем им дали не просто шанс, а заставили уверовать, что они лучшие и незаменимые.
Если честно, я думаю, что дело, конечно, в этом… но не только в этом.
Подумайте о том, что команда могла собраться, увидев в возможном назначении Магата или еще какого-то именитого "немца” (если помните, в старину на Руси немцем называли любого чужеродного гостя: тот, не зная русского, был "немым” — отсюда и "немец”) угрозу для своего будущего. Был ты только что столичным игроком со всеми вытекающими отсюда возможностями (зарплата, внимание, образ жизни), а через месяц окажешься где-нибудь в провинции без шансов вернуться в Первопрестольную.
Что Силкин, привыкший с малолетства быть динамовцем, в отличие от Божовича, понимал всю специфику славного общества. И чувствовал себя в этой парадигме как рыба в воде. И у него нет конфликта ни с кем из руководства, что команде идет только на пользу.
Что, наконец, в основе "Динамо” появился игрок, своими действиями на поле заставляющий партнеров играть лучше, выкладываться по полной. И здесь сопоставление Воронина с Семаком становится еще более уместным. И надо вернуться к теме тактики и сделать комплимент Силкину, ну и Слуцкому тоже. Почему Слуцкому? Потому что именно он в "Москве” окончательно перевел Семака в опорные хавбеки. А Силкин поставил Воронина оттянутым форвардом, в то время как Божович видел в украинце левого хава.
Вадим Никонов, воспитавший не одно поколение молодых игроков, сам бывший знатным игроком (заменить в "Торпедо” Стрельцова — уже это чего стоит) и сформировавшийся как личность под влиянием великого Маслова, часто говорил: "футбол — игра простая, отдал пас и открылся”. И подобную простоту он видел в тренерском деле:
— Главное — сначала правильно отобрать игроков, а потом правильно их расставить.
— Ну и подготовить физически, наверное?
— Само собой.
И зыркал после этого сердито: мол, зачем спрашивать очевидные вещи-то?
Работа Силкина многим кажется простой. Как и футбол его "Динамо”. Дескать, бубнят ветераны, что он такого сделал-то? Не мешает команде, вот она сама и играет.
А в этом, кажется, главное искусство тренера: подготовить команду и не мешать ей играть. Так, чтобы можно было подумать: все это легко
, все это происходит само собой. Как в "Барселоне”, например.
Только вот сейчас "Динамо” лезет в призеры, а Воронин стал кандидатом на звание лучшего игрока чемпионата.
Вот интрига-то получилась. Там, где не ждали.
Не мешать команде. И тренеру, конечно же, тоже.
Как, оказывается, от этого много зависит…
Источник: Московский Комсомолец