Fcdin.com пообщался с Александром Верховским, занявшим в "Динамо" новую должность директора по стратегии и развитию, и заместителем председателя ВФСО "Динамо" Святославом Петрушко о том, как будет работать новая структура управления клубом, какие стратегические задачи стоят перед "Динамо" и как они будут решаться.
- Александр, ваша должность – новая для «Динамо». Что будет входить в сферу вашей деятельности и для чего в клубе появилась эта должность?
А.В.: Основная задача, которую я вижу перед собой, – существенное улучшение и усиление понятия бренда «Динамо». Первое – «Динамо» должно пройти путь от текущего состояния к инфраструктуре нормального европейского клуба. Второе - четкие и понятные отношения со спонсорами, в том числе, например, не только получение с них денег, но и внятная работа для совместного удобства и комфорта. Третье – повышение коммерческой эффективности при использовании бренда «Динамо». Но для начала, естественно, необходимо его доработать.
Вместе с этим в мои обязанности входит курирование взаимодействия с прессой. Причем под этим необходимо понимать не только локальные контакты с представителями СМИ, но и создание благоприятного отношения СМИ к деятельности футбольного клуба «Динамо», к его болельщикам.
Также будем проводить работу с болельщиками. Причем со всеми – начиная от фанатов и заканчивая VIP-болельщиками. У нас будет организованы прямые линии, и мы всегда будем открыты для диалога с болельщиками команды. В целом мы взяли курс на полную открытость в этом вопросе. Наша цель – привлечь на трибуны как фанатов, так и представителей среднего класса. Людям должно нравиться ходить на «Динамо» с семьей, и мы должны сделать так, чтобы им было как можно комфортнее. В это понятие вкладывается широкий круг вопросов – мы будем стараться повышать культуру боления и работать с фанатскими группировками, чтобы минимизировать проявления агрессии и грубости на стадионе, чтобы любая мать могла спокойно отпустить своего ребенка на стадион или пойти с ним вместе на матч «Динамо».
Кроме того, в моем прямом подчинении будет находиться медицинская служба «Динамо». Чтобы работа по медицинскому обслуживанию команды велась централизовано и научно обоснованно.
Также есть такое понятие, как перекрестное подчинение. Например, есть центр подготовки футболистов им. Яшина , который со спортивной точки зрения подчиняется спортивному директору Константину Сарсании. Но кроме спортивной составляющей есть и другие не менее важные вопросы – мы должны понимать, чем эти ребята дышат, какие книжки читают и какие фильмы они смотрят. И, например, сколько зарабатывают наши детские тренеры. Весь этот спектр вопросов не менее важен, чем спортивная составляющая.
С.П.: Мы хотим сформировать команду сотрудников из людей, которые готовы работать за букву «Д» на груди. Поэтому подразделение, которое находится в подчинении Александра, попытаемся сформировать из болельщиков «Динамо». Они должны быть профессионалами в своем деле, но при этом болеть за «Динамо».
Что касается молодежи. Если мы не займемся работой с молодежью в этом направлении, то должны понимать, что в будущем нам придется привлекать футболистов со стороны. А если тренерский состав школы будет получать достойные деньги, то наша стратегия будет направлена на воспитание собственной молодежи. Вот два пути. Надеемся, что мы пойдем по второму.
- Вы говорите про привлечение на стадион среднего класса, что является актуальным для всех команд. Какие конкретные шаги в этом направлении мы сможем увидеть уже в этом году?
А.В.: Мы хотим сделать нормальную программу на трибунах. Сейчас как раз идет работа по вырабатыванию маркетинговой стратегии. Будем делать развлекательные шоу, вручать болельщикам призы и многое другое. Постараемся изменить систему питания. Хотим придумать какую-то свою фишку. Еда на стадионе должна быть более качественной и, если можно так выразиться, футбольной. И самое главное – цены на это не будут высокими, а будут стремиться к себестоимости.
ВТБ дал установку на максимальную открытость и на создание команды единомышленников. При этом футболисты будут обязательно участвовать в мероприятиях по работе с болельщиками. Например, игроки будут регулярно подписывать футболки и фотографироваться со всеми желающими в наших клубных магазинах. Мы, конечно, понимаем, что мы не Англия и не Испания, и выйти на самоокупаемость очень трудно, как бы мы не работали с болельщиками, но это роли не играет. В футбол играют исключительно для болельщиков, и болельщик должен получать комфорт от общения с футболистами. Я сам давний болельщик и прекрасно понимаю, что значит для обычного парня получить мяч с автографом любимого футболиста. Мы все это обеспечим.
Плюс к этому мы обязательно будет модернизировать официальный сайт. Сроки пока что назвать не могу, но абсолютно точно мы будем его улучшать, и он будет соответствовать всем европейским стандартам. В том числе и привлекать новых болельщиков – если человек мало что знает о «Динамо», то зайдя на сайт, он должен получить любую информацию о клубе, начиная от исторических данных о команде и культовых личностях, заканчивая самыми свежими новостями об основной команде и всех молодежных и юношеских.
С.П.: Ну и самое главное - мы на следующий сезон не поднимаем цены на билеты и на абонементы. Более того, мы хотим видеть больше болельщиков с детьми так как почти каждого из нас отец когда-то привел на "Динамо". Поэтому если в прошлом году по семейному абонементу был возможен проход двух человек, то в этом году проход по одному абонементу увеличится до трех человек, а цена останется прежней.
А.В.: Да, все цены остаются прежними – после прошлого не слишком удачного сезона повышать цены на билеты и абонементы – нонсенс. Сохранятся скидки для членов Клуба болельщиков. Ни в одном пункте по сравнению с прошлым годом возможности болельщиков не будут уменьшены. Это точно.
- Еще один вопрос, который интересует многих болельщиков, которые ходят на «Арену Химки»: подчас на самих трибунах и вокруг стадиона сотрудников милиции больше, чем самих болельщиков. Часто возникают различные инциденты. Будет ли со стороны клуба вестись более активная работа с милицией?
А.В.: Честно скажу: полностью отвечать за действия милиции мы не можем. Но мне, как старому болельщику "Динамо", эта проблема понятна и очевидна. Мы приложим максимальные усилия, чтобы работа милиции с болельщиками велась адекватно. Мы сами постоянно ходим на стадион, и нам хватает полувзгляда для того, чтобы понять, какие проблемы возникли. Нам это близко и мы будем стараться, чтобы минимизировать проблемы с милицией.
С.П.: Кроме этого, сотрудники подразделения Александра будут ходить на стадион как обычные болельщики. Что-то вроде «таинственного покупателя». И после каждого матча будет формироваться доклад о тех неудобствах, которые они испытали при проходе на стадион и на самом стадионе. Такая идея была давно, но реализовать ее получилось только сейчас. Но болельщики должны понимать – работа с милицией может успешно строиться только при условии, как говорится, «дороги с двухсторонним движением». Ведь эта ситуация в Химках началась после нескольких инцидентов, которые были связаны с бросанием посторонних предметов на поле. А милиция всегда будет действовать адекватно поведению болельщиков. Мы не сможем изменить милицию, пока не изменимся сами. Это именно культура боления, о которой Александр сказал в самом начале. Ведь всегда надо помнить, что рядом с вами находятся женщины, дети. И им, естественно, страшно: сегодня зажигалка, завтра что-нибудь еще, а через неделю на трибуну будет вынужден зайти ОМОН. Кому это надо?
- В последние годы все чаще обсуждается тема замены милиции на стюардов. В принципе, реально, что они полностью заменят милицию хотя бы на самом стадионе?
А.В.: У нас много стюардов, и для них есть специально выделенный бюджет. В том числе с ними проводится постоянная работа, которая обязательно будет продолжена.
С.П.: Но сотрудники милиции полностью со стадиона не уйдут. Однако со временем, надеемся, останутся только офицеры, которые обладают необходимым опытом и терпением при работе с болельщиками. И тогда можно будет почувствовать разницу.
- Ранее говорилось, что «Арена Химки» для нас своего рода репетиция перед переездом на свой новый стадион то есть можно отрабатывать различные маркетинговые мероприятия. Эта стратегия остается? Химки так и воспринимаются, как репетиция перед переездом?
С.П.: Честно скажу – нет. «Арена Химки» и то, что должно быть построено у нас, - небо и земля. «Арена Химки» все-таки не настолько современное сооружение, какое должно появится у нас на месте старого «Динамо». Стадион здесь планируется совершенно другой – по периметру стадиона должны быть большое количество кафе с различной кухней. Здесь будет гораздо больше выходов, чтобы не возникало очередей, гораздо более комфортные места. Мы пытаемся спроектировать максимально комфортный стадион. Для нас главное на новом стадионе – комфорт болельщиков.
А.В.: Между тем, в новом сезоне мы будем стараться делать новые развлекательные вещи для болельщиков – песни, музыку и т.д. Идеи на этот счет есть, будем стараться их реализовать.
- Какова ситуация с реконструкцией стадиона?
С.П.: Некоторая задержка в этом вопросе связана с тем, что мы вносим коррективы, связанные с изменением планов: вместо 30-тысячника собираемся делать 40-тысячник. Это необходимо для участия России в заявке на проведение чемпионата мира. Мы понимаем нетерпение болельщиков и делаем все, что в наших силах, чтобы ускорить процесс. Работа идет полным ходом.
- Что еще входит в вашем понимании в понятие «стратегическое развитие»?
С.П.: Наша позиция такова: с тактической точки зрения легче купить уже сложившегося футболиста и с ним добиваться сиюминутных результатов, но стратегически это неправильно. Поэтому в клубе и была введена эта должность и был приглашен Александр, чтобы смотреть в будущее и решать долгосрочные задачи. Мы говорим о привлечении болельщиков, но понимаем, что болельщиков мы привлечем не завтра, и через две игры у нас резко не увеличится посещаемость, а только через год или два, когда мы будем привозить на матчи детские дома или школы. Из этих ребят, например, десять человек останутся, и будут регулярно ходить на матчи, а потом приведут еще и своих друзей. Но, естественно, кроме этого должна показывать привлекательный футбол и сама команда.
А.В.: Причем, играть так, чтобы за них, просто не было стыдно. Если уж проигрывать, то проигрывать так, чтобы было зрелище. Как болельщик я хочу испытывать эмоции от любого результата. Как в прошлогодней игре на Кубок России между «Динамо» и ЦСКА. Да, проиграли, обидно, но я уходил без чувства стыда.
С.П.: А вот футболисты в такие минуты должны быть предельно расстроены. В первую очередь, чтобы болельщики видели, что для футболистов это сильный удар. Это очень важно и это тоже в определенном смысле стратегия развития клуба. Сюда же входит и работа с действующими футболистами в плане их знаний об истории клуба.
А.В.: Тем более, этот год пройдет под знаком Константина Бескова, фотография которого будет размещена на абонементах.
- А когда начнется их продажа?
А.В.: Начало продаж абонементов – февраль 2010. Сейчас остается только согласовать изображение Бескова на самих абонементах, и начнется их реализация на тех же условиях, что были в прошлом году.
- Возвращаясь к теме молодежи. Планируется ли в этом году организация турниров или селекционных сборов между юношескими динамовскими командами из разных точек нашей страны?
С.П.: У нас много планов в этом направлении. Сейчас у нас расширяется селекционная служба, совместно с ВТБ планируем проводить ряд детско-юношеских турниров. Есть еще ряд нововведений, которые мы планируем, но о них пока рано говорить. В целом всю динамовскую систему футбола по всей стране надо восстанавливать, и работа эта, сами понимаете, не одного дня.
- Каким будет участие большого «Динамо» в судьбе санкт-петербургского «Динамо», которое вышло в Первый дивизион?
С.П.: Мы хотели бы восстановить это сотрудничество, но столкнулись с вопросом финансирования. Сейчас ведутся переговоры с одной из крупных структур по поводу финансирования санкт-петербургской команды. Если переговоры завершатся удачно – это будет серьезный шаг в развитии питерской команды и нашего сотрудничества.
- Многое говорилось о коммерческом потенциале базы в Новогорске. В этом направлении будут предприниматься какие-либо шаги?
А.В.: Я согласен с Юрием Олеговичем Исаевым – база в Новогорске имеет огромный коммерческий потенциал. По уровню комфорта она одна из лучших в стране. Конечно, если ее будем использовать, то только в рамках спорта. Без каких-то непонятных корпоративов. Этот вопрос сейчас прорабатывается.
- Каков формат сотрудничества московского «Динамо» с подмосковными «Химками»?
С.П.: Это не фарм-клуб. У нас есть договоренность о том, что в «Химках» будут проходить «обкатку» наши молодые футболисты. Но, если говорить стратегически, то у нас должно быть такое количество молодых футболистов, чтобы хватило, например, и на «Химки», и на «Динамо» Брянск, и на «Динамо» Санкт-Петербург, и на другие команды.
Плюс надо помнить, что мы государственное объединение. ВТБ де-юре коммерческая структура, но де-факто тоже государственная компания, и наша задача не просто сделать «Динамо» чемпионом в этом или в следующем году, но и как можно больше людей привлечь к здоровому образу жизни. Поэтому, чем больше у нас в интернате будет молодежи, тем лучше. Одна из наших задач – массовость спорта. Мы не хотим постоянно тратить деньги на покупку иностранных футболистов. Да, сейчас мы вынуждены их приобретать, но даже сейчас мы пытаемся минимизировать количество иностранцев. Лучше эти деньги вкладывать в наших молодых футболистов. В наше будущее.
- Для ВТБ все же что более приоритетно – социальный проект и массовость спорта или чемпионство, которое, несомненно, улучшит их имидж как коммерческой организации?
А.В.: ВТБ один из лидеров нашей банковской системы. Во всех сферах, в которых участвует ВТБ, они должны быть лидерами. Я бы не стал делать в этом вопросе разграничения – для ВТБ важно и чемпионство команды, и развитие детского спорта в целом. Я бы сказал: пятьдесят на пятьдесят.
- Определен ли круг спонсоров на будущий сезон? Останутся прошлогодние спонсоры или будут какие-то изменения?
А.В.: Со спонсорами все будет в порядке и вопрос с ними решится в течении ближайших двух-трех недель.
- Есть ли определенные планы насчет динамовского телевидения?
А.В.: Мы точно будем его развивать. Как быстро это будет сделано – пока сложно сказать. В целом, мы хотим пройти стандартный путь развития всей подобной инфраструктуры солидного европейского клуба. Для этого мы будем приглашать специалистов из-за рубежа и отправлять наших специалистов на стажировку за границу. Я вижу для себя цель в любом аспекте работы в «Динамо» - делать все качественно и основательно.
- Многих интересует проблема доставки и продажи атрибутики в регионах. Приходится приезжать в Москву.
А.В.: Да, эта проблема существует. Конечно, если был бы серьезный спрос на нашу продукцию в том же Брянске, то уже давно там была бы открыта точка продаж. Мы будем стараться найти решение и этой проблемы.
- Как будет строиться сотрудничество с Клубом болельщиков при новой структуре управления клубом, в частности, по реализации атрибутики?
А.В.: У нас нет никаких разногласий с Клубом болельщиков. Я понимаю, какую обширную работу они провели за это время. Мы регулярно с ними обсуждаем различные вопросы. И в футбольном клубе есть четкое понимание, что на проблемы надо смотреть с разных углов, но один из важнейших аспектов – мнение болельщиков. Это не значит, что мы в любом вопросе полностью пойдем у них на поводу, но принимая любое решение, мы обязательно будем учитывать их точку зрения.
- На «Радио Спорт» были передачи о «Динамо». Будет ли продолжаться подобная практика – на радио или даже на ТВ?
А.В.: Мне, как болельщику, конечно же, хотелось бы видеть как можно больше передач о «Динамо», которые будут поднимать имидж команды. Так что этот вопрос мы будем обязательно решать.
- Какие цели Вы ставите для себя на будущий год, есть ли задачи-минимум, выполнив которые, вы будете довольны своей работой?
А.В.: Сейчас я вижу, что в «Динамо» складывается отличная команда менеджеров. Мне комфортно работать с президентом команды Юрием Исаевым, вице-президентом Юрием Любимовым, у меня сложились отличные отношения с Андреем Кобелевым, Константином Сарсанией, Людмилой Шумаковой. Для себя же мне хотелось, чтобы под конец этого года я не испытывал неудобства за игру футбольной команды в новом сезоне. И, главное, мне не должно быть стыдно за себя и за команду своих сотрудников и коллег.