Накануне матча со Словакией интервью «Советскому спорту» дал полузащитник сборной России Игорь Семшов. – Матч с Андоррой – уже история. Что вспоминается после таких игр – выменянная футболка от «карликов», результат, магнитик из новой страны на холодильник? – Дорога: сначала лететь четыре часа до Барселоны, потом еще три с лишним часа на автобусе до Андорры – далековато. Поэтому хочется, чтобы такие поездки были, как говорится, без результативных последствий – потери очков. Главное, что взяли три, да еще и без особой нервотрепки. С подобными соперниками тяжело играть в атаке: вся команда обороняется, успеху такой тактики способствует и нестандартных размеров поле: узкое и короткое, минимально допустимое по стандартам ФИФА. Правильно сказал Владимир Бесчастных: как бы ни заканчивались такие игры, в них победителем всегда становится «карлик». Если ты выигрываешь, пусть и крупно, – все равно скажут: что, мол, там за соперник… Победишь с минимальным счетом – будут претензии, почему мало забили. А уж если, не дай бог, очки потеряешь.… Об этом и думать не хочется.
– И не надо, но вернемся к игре – зрелищной ее никак не назовешь. Форумы сайта «Советского спорта» переполнены претензиями – люди засыпали с 70-й минуты. Почему бы болельщикам не сказать прямо, что главное для сборной – результат, а не красивая игра? – Главное – действительно результат. Хочется, чтобы болельщики это поняли. Тем более что идет отборочный цикл, и очки терять нельзя. К тому же без хорошей игры очков тоже не взять. А вообще все зависит от того, кто и как понимает красоту игры. Если разобраться, кто в современном футболе играет красиво?
– У вас есть ответ? – Образцом считается «Барселона». Но ее в полуфинале прошлой Лиги чемпионов уверенно, за счет тактики, убрал «Интер». И это тоже было по-своему красиво!
– И все же почему игра в Андорре вызвала такое неприятие? – Многое зависит и от антуража, от ТВ-картинки – стадион-то, по сути, не футбольный. Обычная ситуация – когда показывают зарубежный чемпионат, все кричат: ах, какие высокие скорости! Но потом наши команды выходят и обыгрывают этих соперников. То есть дело порой в раскрутке зрелища, в показе игры, в антураже.
– Сборная провела матч подчеркнуто аккуратно – провокации, незаметные глазу телезрителя, наверняка случались, но игроки не сорвались. Это спецустановка от Дика: не отвечать ни в коем случае? – В Андорре три года назад я не играл, но сейчас, по рассказам ребят, понял, что тогда, конечно, соперник вел себя похлеще, грубее, более вызывающе. И теперь, конечно, были кое-какие штучки. Но грань соперник не переходил, на мой взгляд.
– Дик что-то говорил по этому поводу? – Да, особо просил не отвечать на провокации: после стыков, которые прерываются арбитром, со свистком просто уходить в сторону.
– Чувствуете возросшую ответственность в связи с подписанием «Кодекса чести»? – Нет. В сборной эта ответственность и без того высока.
– У вас был момент для взятия ворот. Что помешало его реализовать? – Бил туда, куда и задумал, – в ближний угол. Но исполнение подвело.
«НАША ТАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА – 4-3-3» – Как бы вы охарактеризовали схему, которую использует Адвокат в сборной? – Та же, что и при Гусе Хиддинке: 4-3-3. Очень распространенная схема в современном футболе.
– Эта схема предполагает отсутствие ярко выраженных крайних хавбеков. В Андорре, как показалось, они были: Аршавин и Быстров. – Не соглашусь. Оба скорее крайние нападающие. Мы фактически играли в три форварда, хотя это не значит, что они не оборонялись.
– То есть это схема, которую болельщики впервые увидели во время Евро-2008? – Да, именно так.
– Там сборная действовала в три центральных полузащитника: Семак чуть в оттяжке, ближе к своим воротам, а вы и Зырянов действовали фактически на одной линии, ближе к воротам чужим. – Иногда на Евро-2008 мы играли в два опорных полузащитника. В Андорре опорник был один – Роман Широков, мы с Костей Зыряновым располагались чуть «выше», ближе к чужим воротам.
– Завершим разговор об игре с Андоррой. Можете вспомнить хоть одну фамилию футболиста этой сборной? – Гомес!
– Кто он? – Просто Гомес. Кто он, на какой позиции играет, даже не в курсе.
– Почему запомнили именно его? – Когда объявляли составы, эту фамилию произнесли дважды. Наверное, Гомес очень крут.
– Их, Гомесов, в Андорре просто двое. – А, вот в чем дело…
«БОЛЬШИНСТВО БОЛЕЛЬЩИКОВ АДЕКВАТНЫ» – Ситуация с поведением болельщиков в Андорре наделала шуму. Для вас столь жесткий прием стал неожиданным? – В Андорру добраться непросто, наших же болельщиков было довольно много – и это очень приятно. Значит, в нас верят, нас готовы поддерживать. С другой стороны – некоторые из фанатов, и на это трудно не обратить внимания, вооружились мегафоном и кричали во время игры гадости. Это неприятно, и вряд ли мы заслужили такое отношение.
– А что кричали? – Реплики по мотивам передачи «Человек и закон», но дословно уже не помню. Как бы ни были мы увлечены игрой, это слышали. Что сказать, довольно дешевые слова. К сожалению, в последнее время эти ситуации повторяются все чаще и чаще на матчах нашего чемпионата: кто-то кричит гадость, а остальные мало того, что не пытаются вразумить или хотя бы молчать, так еще и подхватывают… Это говорит не только об отношении к футболистам, но и об уровне интеллекта кричащих. Хотя, конечно, большинство болельщиков – адекватные люди.
– Сборную активно отпиарили в различных юмористических программах – после мариборского кошмара, похоже, это становится модным? – С одной стороны, это показатель популярности, интереса к команде и виду спорта. О сборной по гандболу, скажем, никто не шутит. Футбол – по-прежнему спорт номер один. А с другой – шуточки порой обидные, за гранью. Хотя, честно сказать, за годы выступления в сборной я уже научился одинаково нейтрально относиться как к критике, так и к похвале. Тем более что главный критерий оценки действий, как моих, так и командных, – только результат.
– Что делать с юмористическими программами? – Менять их отношение к команде.
– Как? – Игрой. Не словами, ответной реакцией или чем-то нехорошим. Только игра, результат могут поменять отношение. Есть же положительный опыт – после Евро-2008 юмористы не шутили, а сборная получила заслуженную долю положительных откликов. Так что все зависит только от нас.
– Сборной, похоже, не хватает харизмы – в команде нет людей со складом ума и поведения Овчинникова, Евсеева, Радимова и Семака, которые бы помогли найти контакт как с прессой, так и с болельщиками… – Признанием этого я бы понизил значимость коллектива в футболе. Сборная во все времена должна быть единым коллективом. Это всегда не один-два игрока, а единое целое.
«ОТБИРАТЬСЯ НА ЕВРО-2012 НАДО С ПЕРВОГО МЕСТА» – Чему вас научил прошлый отборочный цикл? – Тому, что лучше бы отбираться на крупный турнир напрямую, с первого места. Как показала встреча со Словенией, любой соперник в отдельно взятом матче может прыгнуть выше головы.
– Что изменилось с приходом Дика, пресса уже почувствовала – теперь журналисты не могут заходить в отель сборной, а на выезд летают не чартерами сборной, а за свой счет, что, наверное, правильно. Что почувствовали футболисты? – Считаю, что в бытовом плане Дик прав. В жизни команды много нюансов, которые не предназначены для прессы. Гостиница и самолет – частная территория коллектива сборной.
– Верна ли информация, что на время сборов к игрокам не могут приходить жены и подруги? – Нет. Просто есть специально отведенное для этого время. Но ошибочно считать, что внутрикомандная дисциплина при Дике стала строже. Она и при Гусе была строгая, просто сейчас приблизиться к команде посторонним стало сложнее.
– Кого считаете основными конкурентами в группе? – Говорят, что это Ирландия и Словакия. Добавил бы сюда еще и Македонию.
– Словакия – такая же Словения, только с более классными футболистами. Согласны? – Бесполезное сравнение, лучше просто охарактеризую соперника. Словакия, матчи которой на чемпионате мира смотрел внимательно, не только крепкая, дисциплинированная команда, но еще и команда с хорошим подбором исполнителей.
– Не считаете домашние матчи с Ирландией и Словакией ключевыми, самыми важными в группе? – А они в любом случае ключевые – что домашние, что выездные. Просто дома из кожи вон надо лезть ради положительного результата. Во что бы то ни стало.
– Вопрос о приглашении Веллитона продолжает оставаться дискуссионным. И пока, честно говоря, не вижу стопроцентных, непробиваемых аргументов против его приглашения. Вы что скажете? – Считаю, что Веллитон – хороший игрок, но у нас в России достаточно квалифицированных футболистов, способных защищать честь страны. А Веллитону, наверное, стоит стремиться в сборную Бразилии.
– Вы против потому, что Веллитон – бразилец по рождению, или просто потому, что ему надо прежде выучить язык, историю страны? – Первое. Россия – большая держава и в состоянии найти 20 игроков, которые будут защищать честь страны на международной арене.
– Что скажете о волне договорняков в российском чемпионате? – Ничего. Мое дело – честно играть в футбол. А с договорняками пусть разбираются компетентные органы.
– Создан второй профсоюз футболистов, его возглавил Вагиз Хидиятуллин. Что вы слышали об этом? – Пока, честно сказать, ничего.
– В какой из двух профсоюзов входите вы? – В тот, который был создан первым (которым руководит Владимир Леонченко. – Прим. ред.). Сейчас я немного запутался, и хочется разобраться, что вообще к чему.
– 13 сентября будет официально принято решение по переходу на систему «осень–весна». Ваше мнение? – Об этом переходе нам довольно подробно рассказал глава федерации Сергей Фурсенко. Вопрос, что и говорить, из серии дискуссионных. Но можно бесконечно что-то обсуждать, а можно попробовать и сделать выводы.
– То есть вы за то, чтобы попробовать? – Именно так.
ИЛИ-ИЛИ
О ФУТБОЛЕ
1:0 или 3:2? – 1:0. Есть такая поговорка: «Сзади на ноль, а впереди один как-нибудь забьем».
Опорник, под нападающими или оттянутый форвард? – Под нападающими. Хорошая позиция – ты можешь помочь и в обороне, и в атаке.
Гол в ближний или дальний угол? – В дальний. Так в детстве учили – выходишь под углом к воротам – бей в дальний, потому что ближний – вратарский.
Номера: 5-й, 10-й, 21-й или 23-й? – На данный момент – 21-й, под которым играю в «Динамо». Но любимый – 10-й. А вообще так получилось, что на протяжении всей карьеры играю под номерами Зинедина Зидана. Почему так? Просто стечение обстоятельств.
Нога левая или правая? – Правая, потому что ударная. Хотя и левая у меня тоже не только для ходьбы.
О ЖУРНАЛИСТИКЕ
– Александр Бубнов или Евгений Ловчев? – Оба хорошо разбираются в футболе. Оба в него играли.
– «Берегите себя» Гусева или «Играйте в футбол» Уткина? – На поле себя беречь нельзя. Там надо играть в футбол.
– Владимир Перетурин или Владимир Маслаченко? – Виктор Гусев. Комментатор моего поколения.
– Андрей Малахов или Владимир Соловьев? – Соловьев и его передача «К барьеру» мне нравятся больше. Хотя сейчас она уже не выходит.
«Футбольная ночь» или «Футбол России»? – «Футбол России», потому что идет в более раннее время.
О МАШИНАХ
– Первая машина: «Москвич» или «Лада»? – «Лада», 99-я модель. Помню, купил ее по объявлению у совершенно незнакомых мне людей.
– БМВ или «Мерседес»? – Первый вариант. Не буду вдаваться в технические характеристики. Просто визуальный выбор – больше нравится брендирование этой марки.
– «Седан», «хэтчбэк» или «универсал»? – «Седан». Потому что классическая машина.
– Обогрев зеркал или обогрев сидений? – Первое. Для комфортного вождения это, на мой взгляд, полезнее.
– Механика или автомат? – По нашим пробкам – и механика?!
– Ведущие колеса – передние или задние? – Полный привод!
– Дополнительная опция: кресло для ребенка или аудиосистема? – Аудиосистема.
Автор: Сергей Егоров, "Советский спорт" Прикрепления: |